Top-office11.ru

IT и мир ПК
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовой договор как источник административного права

Административный договор как источник административного права;

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового договора;

• основывается на нормах административного права

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.). Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановительные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры

.По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами. В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договор.

10. Конституция РФ – определяющий источник административного права.

Конституция РФ — базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Федерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников. Административное право, как одна из старейших и обширнейших отраслей права также черпает нормы в Основном законе. Примерами административно-правовых норм в Конституции РФ являются нормы статей 2, 10, 11, 15, 32, 33, 38-46, 53, 56, 59, определяющие основы государственного строя и основные права и обязанности граждан, реализуемые в сфере государственного управления; 71, 72, 76-78, закрепляющие особенности организации государственного управления в условиях федеративного государственного устройства нашей страны; глава 6, устанавливающая основы правового статуса Правительства РФ, и многие другие нормы, закрепляющие принципы государственного управления. Конституции республик и уставы (основные законы) других субъектов России также являются источниками административного права.

11. КОАП РФ как источник админ.права.Такие источники административного права, как кодексы, также имеют свои особенности. Один из них, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ(КОАП РФ), группирует нормы института административной ответственности, в то время как остальные имеют отраслевой характер, т.е. группируют нормы, регулирующие всю совокупность общественных отношений в той или иной сфере (например, Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ и другие. Такие кодексы зачастую совмещают нормы административного и других отраслей права. Группировка норм административного права в форме кодексов осуществляется исключительно на уровне закона.

Источники АП. Административный договор: юридическая природп,особенности

Понятие,предмет,метод административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Методже административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Источники АП. Административный договор: юридическая природп,особенности

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

Читать еще:  Microsoft office pro plus 2020 активация

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Административный договор — соглашение двух или более субъектов административного права, один из которых всегда является субъектом исполнительной власти. Это многосторонний акт, с помощью которого возникают, изменяются или прекращаются взаимные права и обязанности сторон.

Юридическая природа административного договора заключается в том, что он является актом применения норм права, вследствие чего реализуются конкретные функции исполнительной власти за некоторыми исключениями.

Административный договор, как правило, базируется на административно-правовых нормах, но многие административные договоры имеют комплексный характер и регулируются нормами нескольких областей права: гражданского, финансового, экологического, трудового. Например, с властными полномочиями связан трудовой договор (государственное регулирование труда, договорное регулирование труда) или договор о платном обучении в государственном учебном заведении соответствующего уровня.

Особенность административных договоров состоит и в том, что они являются договорами организационного характера, как и сама деятельность исполнительной власти. Для сторон административного договора свобода вступать или не вступать в договорные отношения не имеет характера абсолютного принципа, что присуще частному праву. Заключение административного договора со стороны государственного органа является одновременно правом и обязанностью (предметная компетенция). Возможность по собственному усмотрению при заключении административных договоров самостоятельно избирать определенный вариант поведения более ограничена, чем при заключении гражданских или трудовых договоров. Это обусловлено императивным характером административно-правовых норм. Правом контролировать выполнение административных договоров наделены органы исполнительной власти. Спорные вопросы, которые связываются с заключением и выполнением административных договоров, решаются в административном порядке или путем рассмотрения в судах общей юрисдикции. Для административных договоров, как правило, предусмотрена письменная форма.

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т. д.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений (§ 39).

Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан.

Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. Далее идут федеральные законы, такие как: «Об органах Федеральной службы безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» и др. Принимают законодательные акты и субъекты РФ. Следующий уровень – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.

Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.

Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II – Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Читать еще:  Административно распорядительный акт

Признаки административных правонарушений

Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.

В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

4. Каковы источники административного права?

5. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонарушения и какова его структура?

6. Каковы признаки административных правонарушений?

7. Какие виды административных правонарушений вам известны?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

B соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и другими правовыми актами аналогичной правозащитной направленности гражданин имеет право на административное обжалование (в вышестоящие органы) и право на судебное обжалование. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы.

Если жалоба в вышестоящие органы (вышестоящим лицам) не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Извлечения)

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты.

2. Чем опасны нарушения правил дорожного движения?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Административно правовой договор как источник административного права

Введение Одной из самых важных отраслей, которая для решения основных задач и функций государства осуществляет регуляцию социальных отношений, которые имеют управленческий характер и которые возникают и формируются в следствии работы органов исполнительной власти, а также других государственных органов является административное право. Следовательно, административное право, представляет собой комплексную систему норм, определяющих их как часть юридической науки. Прежде всего, она включает в себя государственно-управленческие общественные отношения, административные взгляды, идеи, а также первичные представления о нормативно-правовых актах, которые регулируют отношения между физическими лицами, гражданами и государственными органами исполнительной власти, а также между органами государственной и местной власти в целом. В основе административного права лежат важнейшие структуры всей социальной жизни: — обусловленность и эффективность принятых административных норм; — закономерности развития общества; — реформирование и тенденции развития административного права как совокупности управленческих и организационных отношений, урегулированных законодательством; — история развития и становления данной отрасли права в свете других гуманитарных и юридических наук; — особое внимание уделяется зарубежному административному праву для того, чтобы в будущем почерпнуть позитивный опыт и внедрить его в нормы национального законодательства. Ее основными задачами являются: — выявление проблем на современном этапе развития общества; — определение сложности реализации вновь принимаемой нормы; — точное толкование административно-правовых норм официальными источниками; — совершенствование механизма принятия и внедрения норм, а также выявление эффективности влияния на государственную власть. Административное право базируется на общих положениях Конституции РФ, а также на федеральных законах и множестве других положений иных нормативно-правовых актов. В настоящее время использование правовых актов при разрешении спорных или сложных жизненных вопросов является необходимостью. Каждая действующая норма права специфична, но при этом находится в определенной подчиненности от другой нормы права. Вне зависимости от того, что все правовые акты между собой имеют на первый взгляд много общего, но применяются для каждой ситуации совершенно по-разному. От понимания того насколько каждый правовой акт является индивидуален во многом зависит процесс правотворческой и правоприменительной деятельности. После того, как в 1993 году была принята Конституция РФ, ситуация стала требовать анализа соответствия содержания и соотношения всех правовых норм и их соответствие с ныне действующей Конституцией. В современном мире встает необходимость точной оценки связей многочисленных законов и подзаконных актов. Данные связи представляют собой определенную правовую структуру, где все акты находятся в строгой подчиненности, а их действие направлено на решение проблем, возникающих во всех сферах жизни общества и государства. Система норм административного права проводится по многим основаниям, что определяет, прежде всего, данную отрасль права, как крупнейшую, обладающую многогранным предметом правового регулирования и разнообразными правовыми отношениями. Источники же административного права представляют собой акты органов государственной власти, которые содержат в себе административно-правовые нормы. Особое место среди источников административного права отводится международным договорам и обязательствам, которые взяло на себя Российское государство. Выбор данной темы обусловлен тем, что международные административные нормы, соглашения и договоры являются приоритетными перед нормами внутригосударственного законодательства и обязательны в своем выполнении. Международный договор, как источник административного права, регулирует вопрос, связанный с организацией и осуществлением административно-публичной деятельности, в частности в его компетенцию входит решение вопросов, связанных с организацией охраны государственной границы, обеспечения обороны и безопасности России, а также выявление и пресечение административно-правовыми методами различных правонарушений. В этой связи, актуальность данной темы является безусловной, поскольку во всей иерархии источников административного права, международный договор занимает особое положение. В настоящее время в правовой доктрине доминирует идея высшей силы Конституции во всей иерархии нормативно-правовых актов и закреплении за ней статуса основного источника правовой системы России нормативных правовых актов. Юридическая же сила международного договора равноценна силе конституционных норм. Норма статьи 15 Конституции РФ закрепляет положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом, верховенство международного договора определяется над законодательством, но не над Конституцией РФ, в то время как в Российской Конституции обозначено преимущество норм международного права только лишь при возникновении коллизий. Юридическая же сила самих международных договоров, как источников административного права, определяется органом, который заключил данный договор. Международные договоры могут стать источником административного права только в случае своей ратификации, а также посредством указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам ученых, правоведов, занимающихся исследованием основных аспектов, связанных с определением международного договора в качестве одного из значимых источников административного права. Теоретическая основа данной работы строится на трудах таких ученых, как В.М. Быков, А.В. Арбатова, А.А. Мамедов, А.Б. Агапов, Л.Л. Попов, Е.А. Суханов, Б.В. Россинский, С.Б. Белов и др. Целью данной работы является изучение международных договоров, как источников административного права. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) рассмотреть понятие и систему источников административного права; 2) дать определение понятию источников административного права; 3) описать систему источников административного права; 4) изучить международно-правовые источники административного права. Проанализировать международный договор, как особый источник административного права; 5) рассмотреть международные акты, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права, как источники административного права; 6) охарактеризовать международный договор. Методологической основой исследования выступают: 1) исходные принципы познания (историзм, научная объективность); 2) логические приемы и операции (анализ, синтез, дедукция, индукция); 3) различные (общие, частные и специальные); 4) методы познания, в частности диалектический, системно-структурный, метод правового регулирования, сравнительно-правовой. Объектом данной работы выступает административное право и система ее источников. Предметом работы являются международные договоры, как источники административного права. Практическая значимость работы заключается в том, что ее основные положения могут быть в дальнейшем использованы при изучении всего курса административного права. Настоящая курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух основных глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

Читать еще:  Удалить активацию office

Заключение Таким образом, подводя итог данному исследованию, которое было проведено при помощи нескольких основных методов: анализ, синтез, метод правового регулирования, формально-юридический метод, стоит сделать несколько основных выводов: 1) источники административного права представляет собой совокупность актов органов государственной власти, содержащих административно-правовые нормы. Все они обладают следующими характеристиками: — обязательны в своем исполнении; — нормативны, т.е. закреплены в официальных источниках; — системны и гарантированы со стороны государства. Общая характеристика источников административного права говорит о данном явлении как о форме выраженности легализированных норм, которая позволяет ознакомиться с ними большому кругу лиц, а также, в зависимости от конкретной ситуации, применить их; 2) все действующие источники административно-правового характера в своей совокупности образуют целостную систему источников административного права. Они весьма разнообразны по своей юридической природе и делятся на несколько групп в зависимости от административно-территориального характера: — особая группа источников: источники международно-правового характера; — федеральные акты права; — региональные нормативные акты. Система источников административного права весьма подвижна, изменчива и дополняема. Но, при этом ее кодифицировать нельзя, поскольку невозможно создать единый Кодекс, в который бы смогло поместиться огромное количество административно-правовых норм. Кроме того, кодификация лишила бы возможности правотворчества федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов РФ, что напрямую противоречило бы статье 72 Конституции РФ; 3) под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать конкретные идеи, получившие признание большинства государств, предназначенные для использования всеми государствами мира и являющиеся нормативной основой их взаимодействия. Общепризнанные принципы и нормы международного права являются источниками административного права в том случае, если международные акты, их содержащие, вступили в силу для России в установленном законодательством порядке; 4) международный договор является особым источником административного права, который признается составной частью всей правовой системы РФ. Его нормативность подтверждается его способностью изменять нормы международного права, ликвидировать старые и создавать новые. Международный договор по своей юридической силе может преобладать над нормами внутригосударственного законодательства в случае наличия коллизий, но при этом он равноценен с Конституцией РФ. Источниками административного права могут быть все ратифицированные, опубликованные и вступившие в законную силу международные договоры. Положения же внутригосударственных законов, содержащих в себе нормы административного права, приводят в соответствие с положениями международного договора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector