Top-office11.ru

IT и мир ПК
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Масштабность в архитектуре

Масштабность

Масштаб и масштабность

Под архитектурным масштабом понимают степень расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию.

Масштаб – отношение размеров элементов архитектурной формы к размерам человека.

Для крупных монументальных зданий не характерно членение на мелкие элементы, и в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема. Так, Мавзолей В. И. Ленина — небольшое по своим размерам сооружение — выглядит вблизи больше своих размеров благодаря крупным членениям объема.

С понятием «архитектурный масштаб» не следует смешивать термин «масштабность», которая представляет собой не только средство архитектурной композиции, но и качественную ее характеристику.

Архитектурной масштабностью называют соотношение, воспринимаемое нами, между размерами сооружения и человеком, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Большое значение для установления масштабности имеют такие элементы, которые связаны с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.

Масштабность соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам.

Все предметы и изделия должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Представление о масштабности предметов складывалось в процессе повседневного пользования изделиями и предметами, окружающими человека. Чувство масштабности — это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине.

В буквальном значении масштаб — отношение размера предмета на чертеже к его действительному размеру в натуре. В практике художественного проектирования масштабность — это соразмерность сооружений или изделий человеку, а также вещей друг другу по их обычно представляемым должным размерам и др. В этом смысле масштаб не абсолютная, а относительная величина.

При проектировании машин, приборов, бытовых изделий и т. д. необходимо заботиться о том, чтобы их размеры соответствовали назначению, были масштабно увязаны с окружающей средой. Даже в формах и размерах крупных металлообрабатывающих станков должен хорошо проявляться масштаб. Отдельные детали, размеры которых всегда остаются более или менее постоянными, например органы ручного управления машиной, кабины, подножки, ручки и т. д., информируют нас об истинных размерах всей машины, прибора, интерьера. При фактическом или зрительно воспринимаемом искажении размеров этих деталей их форма становится немасштабной, а изделие в целом производит впечатление гротеска, карикатуры.

Антропометрические величины могут служить основой масштабной характеристики изделия, с которым человек вступает в непосредственный контакт. Доказательством этому служат исторически сложившиеся различные системы пропорциональной взаимосвязи размеров изделий, сооружений с размерами тела человека. Об этом свидетельствуют, например, названия используемых мер — фут, локоть, пядь и т. д. В архитектуре показателями масштаба выступают различные конструктивные элементы — кирпичи, бревна, дверные и оконные переплеты, стенные панели современного дома и т. д.

У небольших изделий детали (указатели масштаба) выглядят относительно крупными, а у больших — мелкими, даже если при этом не меняются их фактические размеры. Это одна из закономерностей масштабного строения формы. Так, поиск величины основного объема радиоприемника и неизменность размеров ручек управления, вызванная требованиями антропометрии, позволили найти верный масштаб радиоприборов большого и малого размеров.

Как сродство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности. Так, хотя дверной проем имеет определенный масштаб, связанный с размерами стоящего человека, однако при решении входа в общественные здания обычный масштаб лучше нарушить, увеличить но сравнению с дверями в жилых зда-ниях. Этим подчеркивается общественное значение учреждения, клуба и т. д..

Существует взаимосвязь между восприятием масштабности и членениями формы. Чем крупнее членения формы, тем она крунномасштабней. По этой причине при сравнении примерно равновысоких колоколен Новодевичьего монастыря и Ивана Великого в Московском Кремле обнаруживается, что масштаб последней несравненно крупнее, значительнее.

Масштабная выразительность предметов и сооружений зависит также от многих других особенностей зрительного восприятия. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам темные. Предмет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется большим, чем предмет на большом поле или среди крупных предметов, при той же величине. Обычная иллюзия зрения переоценка величины вертикальных линии но сравнению с горизонтальными. Соответственно и форма, члененная но вертикали, кажется выше, чем нерасчлененная или расчлененная но горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделенного на две половины, выглядит крупнее нижней и т. д.

Правильное решение вопросов масштабности в большой степени зависит от понимания свойств материалов, конструкции и способов изготовления изделий. Придание чугунной детали (изготовленной литьем) формы, характерной для сварной детали, искажает ее масштаб. Представления о масштабности, как бы ее нормы, постепенно меняются в связи с тем, что появляются новые материалы, новые способы обработки старых материалов, меняется облик окружающих предметов и т. д.

Масштаб в архитектуре выражает особенности композиционного построения, связанные с размерами отдельных частей сооружения, их отношением к целому, степень обобщения или расчленения архитектурной формы, ее пластику и характер деталировки. Архитектурный масштаб определяется соотношением сооружения с окружающей средой и соразмерностью человеку. В своей созидательной деятельности человек выступает как мера всех вещей, поэтому с ним соизмеряется все. От полученного масштаба зависит выразительность жилого дома.

Чрезмерное измельчение или укрупнение масштаба может также привести к потере масштабной соразмерности, к немасштабности. Однако основной мерой масштабности, главным указателем масштаба служит сам человек с его физическими размерами и масштабными представлениями. Отношение человек — здание рассматривают с трех сторон: антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры; социально-пространственные параметры помещений, исходя из условий социального взаимодействия; гармоничность взаимодействия композиционных средств с человеком, для которого создано здание.

Части здания, связанные с определенными привычными размерами, — двери, ступени лестниц, балюстрады, парапеты, перила, балконы, высота этажа, а также размер кирпича или бревна, имеют большое значение в оценке масштабности и служат указателями масштаба. Их размеры обусловлены практическими требованиями или общепринятыми нормами и могут колебаться в сравнительно узких пределах. Пластика здания — основа масштабного строя сооружения, обусловливающая его масштабное восприятие. Как правило, масштаб наружной архитектурной формы здания крупнее, чем масштаб интерьера, поскольку внутреннее пространство более ограничено и расчленено, связано с человеком гораздо ближе.

Читать еще:  Установить linux mint рядом с windows 7

Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов.

С территориальным и высотным ростом города начали терять “человеческий” масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки, составляют 135–165 м, а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150–300 м. Однако следует отметить, что приведенные пространственные параметры не являются универсальными. Люди, принадлежащие к различным культурам и даже к разным социальным группам, воспринимают пространство неодинаково.

Архитектурный масштаб выступает и как средство архитектурной композиции, и как художественное качество формы.Значимость здания, его крупномасштабность отнюдь не равнозначны крупным размерам здания. Нередко можно наблюдать, что крупное здание не воспринимается таким, как оно есть на самом деле, а здания одной и той же величины производят впечатление различных по высоте.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 4620 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Масштаб и масштабность

Понятие «масштаб» обозначает отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности. Масштаб может быть выражен в числах (численный масштаб) или в отрезках прямой определенных размеров (линейный масштаб — это мерная линейка на чертеже (плане, карте, изображении механизма, детали и т.д.), при помощи которой можно, не прибегая к вычислениям, измерить любую линейную величину). Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей, карт, планов и фотографий. В этом случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.

«Масштабность» — соотношение размеров, соизмеримость отдельных зданий, сооружений и архитектурно организованных пространств с размерами человека. Масштабность не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для восприятия данного конкретного художественного образа.

Масштабность в архитектуре — результат общего взаимодействия воспринимаемых зрителем мер, положенных в основу каждого элемента композиции. Например, зрительной мерой для стены дома могут служить кирпичи, двери, окна, панели или размеры стены в целом, если она не расчленена. Т.е. чтобы человек мог реально воспринимать величину видимого, ему необходимо хотя бы подсознательно сравнить размеры вещей с чем-то хорошо известным (известные предметы, которые служат эталоном для сравнения). Большую роль в создании масштабности играют пропорции тектонических элементов, работа которых понятна зрителю и которые дают особенно наглядное представление о размерах здания. Сдвигая или раздвигая опоры, меняя высоту балок или архивольтоварок по отношению к пролёту и сочетая эти изменения с размерами и членениями др. элементов здания, архитектор получает различный художественный эффект. Масштабная характеристика архитектурного произведения может иногда меняться при его восприятии с различных расстояний. Например, здание, воспринимаемое как большое с отдалённой точки зрения (или на чертеже), может казаться значительно меньшим при приближении зрителя, когда он соотносит с собой действительные размеры сооружения. Масштабный строй архитектурного произведения в целом связан с окружением (рельеф местности, характер застройки в городах) и меняется вместе с ним. Укрупнение масштабности — преимущественное средство придать произведению архитектуры большую значительность (например, «героическая» масштабность древнегреческих храмов, словно рассчитанных на героев эпоса, крупная масштабность амфитеатров, акведуков, базилик в Древнем Риме, гражданских сооружений русского ампира, вызывающих представление о могуществе построивших их государств). Чрезмерное укрупнение масштабности в сочетании с большими размерами сооружений подавляет человека, вызывая у него чувство собственного ничтожества (например, культовые постройки в Др. Египте). Масштабный строй произведения архитектуры, отражая социально-исторические условия и мироощущение той или иной эпохи, общественное положение заказчика, является наряду с тектонически-осмысленными формами одним из главных средств, воплощающих основной характер художественного образа в зодчестве, делая его понятным и впечатляющим не только для современников, но и для представителей последующих обществ, формаций и иных культур.

Масштабные отношения в архитектуре

Дата добавления: 2014-11-27 ; просмотров: 4167 ; Нарушение авторских прав

Масштаб очень гибкое средство архитектурной композиции и обладает огромными возможностями. Это — одно из основных средств воплощения художественного образа в архитектуре. Главный инструмент — членение формы и осмысление объективного эффекта, получаемого от соотношения це^его и частей. Необходимым условием правильности масштаба является соответствие принятых членений размеру сооружения. Противоречие между величиной формы и характером членений создает утрированный масштаб (преувеличенный или приуменьшенный), используемый для выявления тех композиционных качеств, которые содержит архитектурный замысел.

Любая объемно-пространственная структура должна быть соразмерной человеку с его психофизиологией и психологией восприятия. Известный афоризм: «человек — мера вещей» и выражение Ле Корбюзье: «человек — мера пространства» объединяют несколько содержательных уровней, но наибольшее значение имеют геометрические и физические параметры человеческого тела. Каждый без труда отличит взрослого от ребенка, и определяющим в этой ситуации сравнения будет пропорциональный строй, который у взрослого один, а у ребенка совсем другой. Человек измеряет действительность той же мерой, что и себя. Большая форма имеет много членений, и они мелкие (масштаб мелкий), малая форма имеет мало членений, но они крупные (масштаб крупный). Применение

человеческой метафоры в масштабных отношениях заключается именно в том, что при помощи членений можно выявить степень крупности архитектурной формы [6, 50].

Степень крупности архитектурной формы по отношению к человеку и к окружающей среде, определяемая понятиями «масштаб» и «масштабность», приобретает в этих отношениях социально-эстетический, оценочный смысл. Значит, масштабное выражение архитектурных форм не аналогично созданию впечатления о действительной или иллюзорной величине объема или пространства. Например, монументальные формы древнегреческих сооружений не были крупными по абсолютной величине. Древнеримская архитектура была значительной по величине, и это подчеркивалось композиционными средствами. В эпоху раннего барокко, наоборот, композиция сооружения грандиозного по размерам (собор св. Петра) основана на схеме относительно небольшого сооружения.

Эта важная композиционная категория является одним из средств «управления» архитектурной формой, когда необходимо воплотить архитектурный замысел. Например, если большому зданию придать систему членений и пластических деталей малой архитектурной формы, то его масштаб укрупняется, делая объект более значительным и монументальным. Выигрывая в композиционном звучании, объект проигрывает в том, что он кажется меньше по размерам, чем есть на самом деле. Когда небольшой по размерам объект необходимо наделить чертами крупного сооружения, то получается ощущение здания крупного по форме, но мелкого по масштабу. Если разные по величине здания получают одинаковые членения и деталировку, то масштаб их будет различен. Правдивый архитектурный масштаб создается функционально необходимыми элементами и деталями сооружения [6, 35, 50] (рис.35).

Читать еще:  Какие архитектуры сетей существуют

Размельчение масштаба формы посредством увеличения количества членений продолжается до известного предела. Наступает момент, когда множественность членений перестает восприниматься, и форма снова становится крупномасштабной и цельной.

В выявлении масштаба сооружения участвуют все средства архитектурной композиции. Это метроритмические системы, пропорции, контрастно-нюансные отношения, пластика пространства и объемов, фактура, колорит и интенсивность цвета, а также средства изобразительных искусств, монументальная живопись, скульптура, орнамент (рис.37).

Большую роль играют и непосредственные «указатели масштаба» -элементы и части здания, о которых человек имеет прочно сложившиеся представления. Многие из них связаны с физическими размерами человека. Дверные проемы, ступени лестниц, перила, высота этажа, шаг опор, ряды кладки, толщина бревен, традиционные архитектурные детали, членения переплетов окон и дверей и др. помогают отчетливо представить себе размер сооружения или архитектурного пространства и оценить на основании отношения элементов друг к другу степень значимости масштаба.

В среде развивающегося города с течением времени изначально заложенный масштаб здания может измениться, когда меняется назначение сооружения или его окружение, нарушается цепочка масштабных связей. Существует три формы масштабных связей, создающих архитектурный масштаб: отношение элементов к целому и друг к другу; отношение здания к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения; отношение величины здания и его элементов к человеку. Совокупность этих связей создает гармоничный масштабный строй сооружения. При нарушении хотя бы одного условия здание окажется немасштабным [35, 59] (рис.36).

Основное масш1д.бное выражение здания является результатом соподчинения всех элементов масштабного строя и один тип масштаба (значительный, обыкновенный или камерный) является господствующим в здании. Доминирующее значение масштаба главных элементов обеспечивает целостность композиции.

Изменяющаяся городская среда требует применения основных принципов построения масштабной шкалы доминантного сооружения. Это — неопределимость величины целого и его элементов, когда зритель не имеет основы для правильного восприятия масштаба сооружения или архитектурного пространства, изменение привычных форм и их неузнаваемость, соразмерность человеку ближайшей зоны восприятия.

В интерьере, изолированном от внешнего мира, иногда полностью отсутствуют непосредственные связи с окружающим внешним пространством. Тем не менее создание масштабного строя интерьера аналогично масштабу сооружения на природе или в городской среде. Обобщающее воздействие нескольких масштабов создает определенный художественный эффект. Таких принципиальных масштабов в интерьере может быть три или более. Один равен внутреннему объему здания и

его основным частям. Второй соразмерен человеку, третий определяется предметами, наполняющими интерьер.

Человеческий масштаб устанавливают элементы, функционально связанные непосредственно с человеком (двери, ступени, барьеры ограждения и др.).

Интимный масштаб жилых помещений определяет небольшая высота, характеризующаяся человеческим модулем. Значение его подчеркивают вещи и предметы быта.

Парадный дворцовый масштаб определяется ордерной системой в соотношении с дворцовой мебелью, картинами и декором. Величественный масштаб основан на возвеличивании пространства и человека в нем и характерен для интерьеров эпохи Возрождения.

Героический масштаб строится на выделении модуля, устанавливающего масштаб человека — героя. Модуль превышает реальные человеческие размеры в полтора — два раза. Этот масштаб широко применялся в древнерусской архитектуре.

Дальнейшее увеличение приводит к гипертрофированному масштабу. Уменьшение человеческого модуля в сравнении с реальными размерами человека превращает архитектуру в модель [6, 35, 40, 49].

Все сказанное имеет значение не только в случаях с отдельными сооружениями или интерьерами. Это применимо и к масштабному строю ансамбля. Согласованность масштабных связей необходима для создания любого ансамбля, особенно включающего в себя сооружения разных стилей.

11 СРЕДСТВА ГАРМОНИЗАЦИИ ФОРМЫ: МАСШТАБНОСТЬ

Время чтения: 5 минут

11.1 Понятие архитектурного масштаба

В широком значении масштаб – это отношение, позволяющее определить неизвестную величину в соотношении с известной.

В своём первоначальном смысле понятие масштаб обозначает отношение длины изображаемой линии к длине линии, существующей в действительности. Масштаб может быть выражен в числах (численный масштаб) или в отрезках прямой определённых размеров (линейный масштаб). Благодаря масштабу мы получаем возможность чтения чертежей, карт, планов. В данном случае масштаб выступает как степень соотношения размеров изображаемого и натуры.

Понятие «архитектурный масштаб» включает прежде всего представления человека о величинном соотношении всего здания и его частей, частей или фрагментов здания и его деталей, здания или комплекса зданий и окружающего пространства – контекст , в котором существует здание или другой архитектурный объект.

Понятие масштабности является одной из центральных категорий архитектурной композиции, важной качественной характеристикой архитектурной среды.

Мы называем архитектурное пространство масштабным в том случае, если человек, находящийся в нём, ощущает это пространство, воспринимает его и соответственно оценивает как соразмерное ему. Антропометрические данные о человеческом росте и основных параметрах человеческой фигуры являются основными при определении физической величины сооружения – будь то стул или здание.

11.2 Связи и обусловленность архитектурного масштаба

При изучении архитектурного масштаба мы сталкиваемся с рядом понятий, суть которых сводится к следующему:

1. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства и конструкцией сооружения.

2. Масштаб определяется системой членения объёма, соотношением частей и целого.

3. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающим пространством, будь то архитектурный ансамбль или природный пейзаж.

4. Мерой масштаба в архитектуре выступает человек.

Согласованность названных характеристик, сведение их в единую систему определяют собой масштабный строй сооружения.

Масштаб имеет широкую шкалу градаций – от мелкого до крупного.

Неразрывно связанный с функцией сооружения, масштаб задаётся в процессе проектирования здания. Обдумывая определённую функцию, архитектор уже в первых набросках плана должен образно представить себе формируемый объём сооружения, его основные членения, масштаб.

Читать еще:  Отличия гарвардской архитектуры от фон неймана

Абрисы здания определяют и характер внутреннего пространства и в итоге – масштаб сооружений. Можно сказать, что функция в известной мере задаёт тенденцию развития архитектурного масштаба.

В общественных зданиях, как правило, помещения значительно крупнее, чем в жилых домах. Зрелищные здания, например, имеют большие пролёты, крупные пространства зрительных залов, а жилой дом состоит из сравнительно однородных ячеек – квартир. Кроме того, внутреннее пространство общественных зданий крупно не только по абсолютной величине, но и по отношению к общим размерам здания. Всё это накладывает соответствующий отпечаток на структуру здания, на соотношение его частей и целого. Общественным зданиям присущ поэтому крупный масштаб, а жилым соответствует масштаб более мелкий, хотя абсолютные их размеры часто имеют обратную тенденцию роста.

Внутреннее пространство зданий также обладает своим масштабом. Как правило, он несколько иной, чем масштаб экстерьера. Масштаб интерьера связан с человеком гораздо ближе, чем масштаб экстерьера. Внешний объём здания всегда в какой-то степени отчуждён от человека. Находясь вне здания, человек относительно самостоятелен и независим от воздействия архитектурных форм, в то время как в интерьере он вступает в активное взаимодействие с архитектурой.

Следует заметить и то, что размеры внешнего и внутреннего пространств отнюдь не равнозначны. Последние всегда меньше объёма, заключённого во внешних очертаниях здания, и, кроме того, членятся на отдельные помещения. Естественно, что и членения внешнего объёма, его детали всегда крупнее, чем в интерьере.

Уменьшение размеров далеко не всегда означает уменьшение масштабов, равно как и уменьшение масштаба может быть достигнуто без сокращения абсолютных размеров.

Рисунок 41 – Масштабные коррективы. Различие в восприятии горизонтальных и

вертикальных линий, тёмного и светлого

11.3 Приёмы и средства выражения масштабности

Масштабная выразительность сооружений во многом зависит от знания архитектором законов зрительного восприятия.

Так, форма расчленённая кажется крупнее нерасчленённой, в первую очередь, это относится к горизонтальным членениям. Однако при значительном уменьшении членений и увеличении их числа они перестают влиять на восприятие размера, и форма вновь приобретает первоначальную целостность (рис. 41).

Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей по размерам тёмная. Однородные и одинаково освещенные поверхности, помещённые на тёмном или светлом фоне, также будут выглядеть поразному.

Вертикальные линии и формы кажутся больше равных им по размерам горизонтальных линий и форм, причём иллюзия эта довольно устойчива. Соответственно и форма, расчленённая по вертикали, кажется выше нерасчленённой формы или формы, расчленённой по горизонтали.

Чувство гармонии и знание законов зрительного восприятия позволяют архитектору трактовкой элементов композиции и отдельных деталей откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении (рис. 42).

Рисунок 42 – Зависимость масштаба от величины членений формы.

Зависимость масштаба от горизонтальных членений формы

Сильно искажает масштабный строй пространства его нерасчленённость, гипертрофированность отдельных деталей и элементов.

Представление о сомасштабности пространства в городе связывается в свою очередь с его величиной и расстояниями между крупными объёмами, что и определяет пространственную структуру среды – основу её сомасштабности и функциональности, а также информативности. Зоны оптимальных расстояний между отдельными крупными элементами городской среды – зданиями или их комплексами – должны формироваться с учётом возможностей и особенностей человеческого восприятия. Например, «городские пространства, размеры которых превышают 130-140 м, кажутся человеку гипертрофированными, так как это максимальное расстояние, когда человек в состоянии различать действия людей», в то время «как городские пространства, размеры которых не превышают 25 м, вызывают ощущение интимности, так как в пределах этого расстояния мы имеем возможность узнавать людей в лицо и различать даже выражение лиц». Примером неудачного решения пространства в городской среде, с точки зрения его масштабности, могут служить некоторые новые жилые районы, в которых контраст между массивом высоких и крупных объёмов – жилых зданий – и значительными по величине пространствами между ними приводит к ощущению немасштабности, неосвоенности пространства в целом и даже вызывает ощущение подавленности.

Природа масштабности архитектурного пространства проявляется в качественном плане. Количественная сторона масштабности среды решается с помощью таких средств, как регулирование величины элементов пространства и расстояний между ними, что относится к композиционному взаимодействию между объёмом и средой, между объёмами и между объёмом и человеком, что особенно важно по отношению к так называемой «контактной зоне», т. е. к пространству, в котором функционирует человек. Контактная зона обладает масштабом, наиболее приближенным к размерам человека, и является как бы последним звеном в масштабном ряду пространства: крупные объёмы и пространства более мелкие и, наконец, совсем большие или, как их иногда называют, «микропространства» контактной зоны. Отсутствие элементов среды, обладающих промежуточной масштабной значимостью, и приводит к общей немасштабности пространства.

11.4 Что же такое масштабность?

Масштабность – это соизмеримость здания с физическими размерами человека. Наиболее остро она выявлена в архитектурных деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры. Ступени лестниц, балюстрады, парапеты и другие ограждения, двери, фурнитура выступают «указателями масштаба», обладающими в нашем восприятии определёнными размерами. Указателями масштаба могут служить также различные конструктивные элементы – размер кирпича или бревна, стеновая панель жилого здания и т. д.«Указатели масштаба» позволяют прочесть как размеры сооружений, так и величину их членений, т. е. приводят все элементы в единую, соизмеримую с человеком систему. Через указатели масштаба могут быть восприняты и эстетически оценены сооружения разных величин с разным масштабным строем – от камерного до монументального. Архитектурный масштаб при наличии постоянных масштабных связей, соответствующих функции и окружению, выступает как неизменная характеристика архитектуры. Но представления о масштабе, о его выразительности претерпевают изменения во времени – в течение господства того или иного стиля, и для каждого человека – в течение его жизни.

Все сложившиеся архитектурные стили выражают масштабные представления, характерные для данного этапа развития архитектуры. Они отмечены определенной соразмерностью частей и целого, устойчивым набором деталей, служащих «указателями масштаба».

Рисунок 43 – Влияние окружающей среды и антропоморфных факторов на представления о масштабе здания

Рисунок 44 – Примеры студенческих работ на тему: масштаб (1 курс)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector